Отец профессор Константин Некула, известный своим активным участием в духовной и академической жизни Румынии, недавно посетил Республику Молдова, где провел беседы с представителями Бессарабской митрополии. В интервью IPN Константин Некула рассказал о принадлежности Бессарабской митрополии к традиционному каноническому пространству, о том, как эта борьба за веру воспринимается в Бухаресте и какие вызовы стоят перед православием в нынешнем европейском контексте.
Бессарабия «является волной Траяна против отчуждения национального очага, замечательной страны моего нового открытия как человека. Я путешествовал по звездной пыли истории румынского народа и каждый раз учился. Бессарабия – прекрасная школа человеколюбия и благодати», – отметил отец Некула.
Отец также обратился с призывом относительно предстоящего проевропейского референдума, который пройдет на левом берегу Прута одновременно с президентскими выборами в эти выходные. Отец уточнил, что "чтобы идти в ногу с Европой, ты интегрируешься в ее культуру, ее экономико-социальное развитие". Итак, массово проголосуйте на референдуме в поддержку ЕС, чтобы показать, что вы хотите выйти из-под гнусного влияния России!
Ниже мы приводим ряд отрывков из вышеупомянутого интервью (подробности ЗДЕСЬ ):
IPN: Отец профессор Константин Некула, во время ваших визитов в Республику Молдова вы также провели переговоры с Бессарабской митрополией, которая на протяжении десятилетий борется за свое возвращение в традиционное каноническое пространство. Как эта битва за веру воспринимается в Бухаресте?
Отец Константин Некула: В Румынии эта борьба рассматривается как урегулирование истины Небес и истории. Сибиу, где я работаю учителем богословия, уже много лет помогает ряду бессарабских студентов пойти в хорошую школу, раскрыть свою любовь к книге и богословской культуре. Выйти из схемы интеллектуального редукционизма и вырасти в терпении провозглашать Евангелие Господа Иисуса Христа. Я не забываю, что меня рукоположил митрополит, уроженец Бессарабии, владыка Антоний Пламадея из Сибиу. А глаза мне на историю Бессарабии открыл другой бессарабец, митрополит Нестор Ворническу, митрополит Олтенский. Они очень любили свою Страну Небес. И они любили Румынию. На самом деле они любили единую и неделимую Румынию. У них я научился смотреть в лицо драмам истории Бессарабии. Они сначала рассказали мне о депортациях и жалких ранах от разрывов смысла в жизни бессарабцев. После беседы с отцом Мирчей Пэкурариу, еще одним знатоком драмы Бессарабии, я перечитал отчеты румынских священников-миссионеров с территории Бессарабии с 1942 по 1944 год, покинувших Сибиу для поддержки миссии православия. Так что в бесчинства некоторых сказочников верится с трудом. Меня впечатляет чистота верующих и здравый смысл верующего, ищущего Христа Господа в тишине культовых сооружений, вновь обретающего румынский весенний свет. Среди посещенных в Бессарабии мест большинство представляло собой общины, которые строят новые храмы, символически отмечая новое начало, связывающее их с Церковью своей нации.
IPN: Республика Молдова в настоящее время находится в процессе присоединения к Европейскому Союзу, и дезинформация сосредоточена на таких нарративах, что, если она вступит в ЕС, православная вера будет запрещена, детей больше нельзя будет крестить, и т. д. Как чувствует себя Румынская Православная Церковь, православная вера в Европейском Союзе?
Отец Константин Некула: Будучи студентом, а затем молодым священником, я испытал отчуждение подобных аргументов. Многие из них оказались не только ложными, но и откровенно патологически манипулятивными. Я исцелился, посетив тысячи приходов за границей, на богохульном Западе, где румынские православные, в том числе и бессарабцы, находили богослужебное пристанище в местах исторических конфессий, считавшихся в хорошие годы недружественными к православию. Там я увидел, что религиозная свобода не является причудой, если вы научитесь практиковать ее со строгостью и ясностью во Христе Господе. Я считаю ненормальным спорить со всякими извращениями лишенного истины повествования, тогда как наши православные христиане часто говорят, что если дома они утратили привычку жить по вере, то там они обретают ее вновь и чувствуют себя лучше в Церкви, чем в посольстве, причем церкви являются почетными консульствами национальных и религиозных интересов. Что касается запрета веры в Румынии, я прошу тех, кто верит хулителям, посчитать построенные после 1990 года культовые сооружения в стране, посмотреть на расцвет конфессиональных школ, активность на уроках религии, академическую деятельность богословских школ. и редактирование/публикация книги. Время от времени переводить информационный канал на Радио Тринитас или на телеканал Тринитас ТВ Румынского Патриархата, пересекать границу во время паломничества к Святой Параскеве или к могиле отца Арсения Бока и, прежде всего, посещать мемориалы в Питешти, Джилаве, Аюде, Герле, Сигете. Как трансильванский священник, я должен признать еще одну истину, которая справедлива и для Буковины, и ее профиля веры. В Трансильвании процветала вера, Православие рождало святых под Императорской короной с той силой, которую Святой Дух дает народу, который не боится и который усвоил, что, чтобы идти в ногу с Европой, ты интегрируешься в ее культуру, ее экономическое развитие -социальное. До сих пор здесь, за Карпатами, в уличной цивилизации, в культуре и духовности ощущается и живет правильный выбор этой позиции в ущерб антиевропейскому пораженчеству. Только тот, кто не знает истории, легче воспринимает сказки, чем национальный архив.
IPN: Интенсивно пропагандируется дезинформация и антиевропейские настроения, используя опасность исчезновения христианско-православной веры, если Бессарабия станет членом Евросоюза. Есть ли опасность запрета православных догм, традиций, веры, если Республика Молдова станет членом ЕС?
Отец Константин Некула: Повторяю то, что ответил выше. Посмотрите на Румынию, которая, конечно, борется с некоторыми течениями политкорректности и иногда чувствует, что безопасность исповеди находится под угрозой, но мы должны воспринимать все это как антивирус от нашего собственного отсутствия работы. Я могу лично засвидетельствовать, что сотни конференций, телевизионных шоу и участие в акциях социальной помощи или поддержки общества могут быть реализованы только в свободном государстве, где демократия укрепляет право на свободу убеждений. Конечно, существует опасность ослабления веры. Но во многих из них мы, христиане, соревнуемся не потому, что мы интегрированные европейцы, а потому, что используем Евангелие только в слове, а не в Духе. Задолго до вступления в Европу христианство пострадало. Не следует забывать, что если мы говорим о достоинстве христианства, то мы говорим и о унижении христиан, особенно опасном для Православия.
IPN: В ближайшее время в Республике Молдова пройдет референдум, целью которого будет закрепить в конституции европейскую интеграцию как внешнюю ориентацию. Как священник, учитель и священнослужитель, что вы посоветуете делать православным христианам, особенно молодежи? Стоит ли православным христианам участвовать в этой предвыборной акции и поддерживать референдум?
Отец Константин Некула: Я лично знаю, какую кровавую цену заплатили в Румынии и на территории Бессарабии за то, чтобы иметь такие права демократического выражения. За право отдать свой голос в урне демократических упражнений некоторые положили свой прах в урну истории антиидеологического и антидиктатурного сопротивления. Как гражданин своей страны, вы обязаны не допускать, чтобы в такие моменты ее отсутствие отягощало ее. Как румын, я считаю, что одним из наиболее полных прав, полученных после 1989 года, является право принимать или не принимать человека, доктрину или политический акт. И выразить себя. Более значительным, чем это право, является право на свободу передвижения в пределах семьи, которая, даже когда она меня не любит, принимает мою личность и позволяет мне ценить ее. Иногда даже в ее гостиной по интересам. Молодежь не может предать будущее страны. И речь идет не о политике, а о выборе того, что сердце предлагает разуму быть отцом и матерью своих детей, которые вырастут в созданных вами условиях.
IPN: Отец профессор Константин Некула, недавно вы посетили Республику Молдова, где успешно провели несколько конференций. Как прошел ваш опыт?
Отец Константин Некула: Я неоднократно посещал Республику Молдова, чтобы утолить свою жажду быть братом с реальными людьми. Мои конференции были моей попыткой сказать людям здесь, что я забочусь, что они не одиноки и что их сила в восстановлении национальной идентичности является для меня образцом душевного мужества. Я читал лекции один или в сопровождении Михая Морару или, в последнее время, государственного секретаря Адриана Дюпу. Но в первые годы меня принимал отец Виорел Кожокару, и я даже опубликовал книгу в издательстве Cu Drag в Кишиневе «Думинич ын Дар» , книгу, которая мне очень важна. Однако в последние годы по приглашению и благословению отца епископа Вениамина, епископа Южной Бессарабии, я все чаще бывал в селах и коммунах, в городах и пастырских общинах, покоривших мое сердце и разум. Сегодняшняя Бессарабия вызвала мое восхищение. Это волна Траяна против отчуждения очага нации, замечательной страны, которую я заново открыл как человек. Я путешествовал по звездной пыли истории румынского народа и каждый раз учился. Бессарабия – прекрасная школа человеколюбия и благодати.
IPN: В заключение я хотел бы попросить Вас обратиться несколько слов к православным христианам Бессарабии и особенно к молодежи, которая несколько более апатична.
Отец Константин Некула: Я могу только напомнить им слова Писания на утреннем воскресном собрании. Ангел спрашивает благоухающих женщин: «Почему вы ищете Живого среди мертвых? Это не здесь. Он Воскрес!». Сделайте Воскресение Господа Иисуса Христа уроком, посредством которого вы поймете поражение смерти и победу над адом. Не бойтесь взять на себя ответственность за свою жизнь и жизнь своей страны. Пока Бог с нами, никто и никогда не сможет противостоять нам!
Полную версию интервью читайте ЗДЕСЬ