Лидеры Кишинева, президент Майя Санду, премьер-министр Дорин Речан и председатель парламента Игорь Гросу, приняли участие в субботу в публичных демонстрациях, посвященных второй и крупнейшей волне сталинских депортаций, состоявшейся в ночь с 5 на 6 июля. 1949 год. Чиновники возложили цветы к памятнику жертвам депортаций советской власти и призвали граждан чтить память и чтить имена тех, кто знал террор тех времен, сообщает МОЛДПРЕС.
Десятки тысяч бессарабских крестьянских семей (считавшихся богатыми, «кулаками»), включая женщин, детей и стариков, были изгнаны из своих домов и вывезены в Сибирь, их дома, земли и имущество были конфискованы большевистским режимом и переданы в колхозы. Также важная часть была украдена и продана.
Операцию 1949 года конспиративно назвали IUG (румынский SUD), а позже внесли в каталог как «крупнейшую депортацию населения Бессарабии».
Для операции мобилизовано 3071 грузовой автомобиль и 1736 вагонов.
Задержания производились ночью силами солдат, приехавших в села на машинах. Некоторые граждане, пытавшиеся сбежать, были застрелены. Арестованных домовладельцев с семьями, детьми, стариками, не имея возможности взять с собой провизию, загоняли в вагоны для перевозки скота и увозили. Все имущество — дома, инвентарь сосланных крестьян — было передано колхозам, а часть из них была разворована, продана финансовыми органами соответствующих районов. Многие из этих зданий были переданы офицерам, находившимся здесь в НКВД, номенклатуре и т. д. Многие из депортированных домовладельцев так и не вернулись на родину, их расстреливали в дороге, они умирали от голода, болезней, душевных болей и не по средствам работы.
После депортации в июне 1949 года эффект, которого желали советские коммунистические власти, превзошел все ожидания. Особенно это касается влияния на темпы коллективизации в последующие месяцы после депортации.
По официальным оценкам, оспариваемым по уважительным причинам, в Сибирь было депортировано 11 293 семьи, или 35 000 человек. Историки и другие специалисты оспаривают эти цифры, заявляя, что они не отражают полную долю, поразившую население Молдовы, поскольку число жертв депортации оценивалось с использованием трех членов одной семьи в качестве основы расчета, но известно, что семьи с 7-8 и даже 14 детьми.
Со списками депортированных лиц можно ознакомиться ЗДЕСЬ.
"Более 35 тысяч человек ночью вытащили из домов и отправили за тысячи километров. На основе некоторых списков. Вот чего стоила жизнь тоталитарному режиму – имя в списке. Мы не выбирали депортацию. Нас никто не спрашивал. Мы не хотели, чтобы нас морили голодом, убивали или отправляли на войну. Наш народ истекал кровью, пока другие решали нашу судьбу», — говорится в послании президента Майи Санду.
В субботу на площади Великого Национального Собрания в Кишиневе открылась выставка «Поезд боли». В этом году выставка представлена в новом формате, с цифровыми и графическими элементами, мультимедийным контентом, объектами, фотографиями и историями из жизни. депортированных семей Посетителям также доступна библиотека с книгами о печальных событиях того периода, в том числе «Книга памяти», в которой можно найти имена депортированных родственников. Людей, садящихся в два вагона из центра Кишинева, сопровождают историки и гиды. В выставку также вставлены элементы виртуальной реальности, чтобы за ней можно было наблюдать на расстоянии, сканируя QR-код.
Последняя массовая депортация населения Бессарабии произошла в ночь с 31 марта на 1 апреля 1951 года и была нацелена, на этот раз на религиозные элементы, считавшиеся потенциальной опасностью для сталинского коммунистического режима.
Контекст. Три значительные волны депортаций прошли на территории бывшей румынской провинции Бессарабия, после августа 1940 года Молдавской Советской Социалистической Республики.
В 1940–1941 годах и в 1944–1956 годах операции по депортации бессарабских румын имели место на востоке СССР, а также в южных республиках, особенно в Казахстане.
Наиболее важные с точки зрения численности депортации были осуществлены 12-13 июня 1941 г.; 5-6 июля 1949 г. и в 1951 г.
Сразу после оккупации Бессарабии Красной Армией органы внутренней безопасности, соответственно НКВД, предприняли действия по обнаружению тех бессарабских румын, которых считали опасными, подозреваемых в шпионаже в пользу Румынии.
Кроме того, лица, занимавшие должности в административном аппарате провинции, находящейся под властью Румынии, а также преподаватели, профессора, мэры, священники или нотариусы подвергались преследованию, задержанию и осуждению на основании злоупотреблений советского законодательства. Приговоры варьировались от десяти до 25 лет исправительно-трудового лагеря.
Они были включены в первый этап чисток и ослабления румынского большинства в Бессарабии.
Тех, кого считали нежелательными, после сдачи даже не отправляли на инсценированный суд, а расстреливали прямо пулей в затылок. Так обстоит дело с 75 бывшими румынскими гражданами, которые в межвоенный период принимали активное участие в традиционных румынских партиях, некоторые из них были активистами Союза Бессарабии с Румынией в 1918 году. Казнь произошла в помещении бывшего итальянского консульства в Кишиневе, а после возвращения Бессарабии в июле 1941 года удалось идентифицировать только 15 из них.
Депортация автохтонного населения, осуществленная советской властью, имела целью не только этническую чистку, но и решение проблемы устранения любого возможного противодействия переходу к новому политико-административному режиму.
В случае с Бессарабией в планах Советов имел значение не только политический элемент, но и связанность, которую обеспечивали функции землевладения. Национализация земли или переход всех земледельческих крестьян к коллективистской форме, выраженной в колхозах и совхозах.
Организацией депортации занималось Политбюро ЦК КП(б) СССР, а материально-технической основой механизма депортации были структуры НКВД.