На вопрос TVR Молдова об атмосфере 33 года назад, когда Республике Молдова удалось вырваться из-под советского ига, и материализовались ли устремления того времени, заложенные в «Декларации независимости», принятой 27 августа 1991 года, Алеку Реницэ, депутат первого парламента Республики Молдова и подписавший исторический документ, в ответ пояснил, каким должен был быть немедленный шаг после его принятия: «воссоединение страны».
Ниже мы воспроизводим эмоциональный отклик легендарной исторической личности Алеку Реница:
« Был дух национальной солидарности, огромное стремление к свободе и огромное чувство, что, наконец, Бог воздал должное румынам на левом берегу Прута, и они отделяются от этой жестокой империи, которая практически истребила три миллиона человек. Румыны уехали после 28 августа 1940 года ( вероятно, имеется в виду 28 июня 1940 года, когда советские войска в результате подписания пакта Риббентропа-Молотова от 23 августа 1939 года оккупировали Бессарабию, Северную Буковину и территорию Герчи, ред . )...Декларация независимости впервые сказала всему миру правду о том, что часть румынского народа осталась на левом берегу реки Прут, а осталось то, что после ультиматума Румыния проиграла и что мы являемся частью этой нации. Это был первый документ и один из наиболее открытых исторической правде. (…)
Страх перед Россией все еще был, угрозы, которые мы видим сегодня каждый день, исходящие из Москвы, были такими же и тогда, не говоря уже о том, что в парламенте было около пяти генералов Советской Армии, шепчущих нам на ухо, чтобы мы успокоились.
Я благодарен тем замечательным людям, тем людям, которые заполонили улицы Кишинева и пришли с открытой душой и потребовали свободы и справедливости, согласно языку и алфавиту и всему, что мы получили изначально. Это движение навсегда дало нам возможность выйти за рамки всякого запугивания. Таким образом, Декларация независимости стала мастерским документом, и, что не менее важно, помимо того факта, что она признала посредством Декларации независимости нашу румынскую идентичность и принадлежность к румынской нации, а также то, что произошло с 1775, 1812, 1918 года, 1940 года, все вошло в эту декларацию, и было сказано очень ясно, несмотря на все жалобы наших противников, что мы имеем это историческое, законное, естественное право вернуться в наше пространство исторического становления... Любой, кто хочет посмотреть увеличив это содержание декларации независимости, он бы точно понял, что мы предлагали и что было частью румынской программы возрождения в Республике Молдова, которая является предпоследним шагом перед воссоединением страны! Я могу привести много доказательств, в том числе то, что писала московская пресса, их угрозы и опасения, что воссоединение очень близко, и поэтому, если разобраться... 27 августа 1991 года была подписана декларация, 2 сентября в Тирасполь, направления и создали там анклав с претензиями на отдельное государство. А через несколько месяцев Россия начала войну против Республики Молдова, чтобы остановить процесс воссоединения страны». Полное ВИДЕО в конце текста!
А депутат ПДС Лилиан Карп (известная как чистый профсоюзный деятель, а не из рядов руководимых Москвой) поддержала заявления Алеку Реницэ, заявив, что «мы один и тот же народ, мы говорим на одном языке, мы — два государства и одно страна. Никто не может отнять нашу национальную идентичность, язык, на котором мы говорим, и народ, частью которого мы являемся».
В то же время Карп подчеркнул, что Российская Федерация намерена отделить Республику Молдова от Румынии, используя румынский язык в качестве инструмента, "нанося наибольший удар по тому, что нас объединяло: языку, на котором мы говорим":
«Сегодня у нас есть те же инструменты, которые, к сожалению, использует Российская Федерация по отношению к Республике Молдова, нас пытаются разделить посредством разговорного языка. Самое страшное, что те, кто даже языка не знает, говорят нам, на каком языке мы говорим. Румынский язык был тем инструментом, вокруг которого строилась наша национальная идентичность, поэтому больше всего они ударили по тому, что нас объединяло: языку, на котором мы говорим», - сказал депутат ПДС.