Actualitate Internă Cap de pod

ЭКСКЛЮЗИВ Чем т.н. Приднестровье повторяет судьбу украинского Донбасса (т.н. «Донецкой и Луганской народных республик»)? / Анна Неплий

EXCLUSIV Cum repetă așa-zisa Transnistria soarta Donbasului ucrainean (așa-numitele "Republici Populare Donețk și Luhansk")? / Anna Neplii

В начале 1990-х годов ситуация в Республике Молдова начала обостряться. Хотя Кремль, как обычно, квалифицировал это как «внутренний конфликт», который был бы обусловлен стремлением «коренного населения Приднестровья» завоевать «независимость», реальность фактически представляла собой войну между Республикой Молдова и - провозглашенная Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), поддерживаемая ресурсами и силами Российской Федерации. Война достигла апогея весной 1992 года и завершилась подписанием «мирного соглашения» летом того же года. Даже сегодня проблема так называемого Приднестровья не решена и вступила в затяжную фазу «холодного противостояния».

В современной истории России так называемое Приднестровье стало первой попыткой ведения гибридной войны. Однако метод «разделяй и властвуй» фактически использовался Кремлем на протяжении веков. Результаты его применения можно увидеть даже на территории Российской Федерации (республик и областей, которые когда-то имели независимость, но были разделены внутри из-за вмешательства Москвы и впоследствии присоединены к Российской империи - подробности ЗДЕСЬ , ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ ), так как так и в соседних странах.

Сегодня Россия использует созданные ею «серые зоны» (например, в Грузии, Сирии или Украине) для реализации своих интересов на международной арене. Точнее, она нацелена на продолжение «торговли» с Западом, политики которого посещают ее каждые несколько лет в попытке решить эти проблемы. Между тем, Литтл «повышает ставки» и манипулирует, чтобы разделить сферы влияния, финансовые потоки, энергоресурсы и многое другое.

Пропаганда роста опухоли

Сепаратистское движение в так называемом Приднестровье происходило на фоне растущего движения, имевшего место в Республике Молдова за возрождение национальной идентичности, в ходе которого вопрос воссоединения с Румынией был отодвинут на второй план. Между тем, «элита Приднестровья» формировалась не по этнонациональному признаку, а на основе близости к советской номенклатуре. Поэтому оно чувствовало зависимость от Москвы и не хотело разрывать с ней экономические связи. Кроме того, промышленный комплекс Приднестровья был ориентирован на рынки Украинской ССР и РСФСР.

Таким образом, приднестровские лидеры не только не поддерживали курс Молдавской ССР, но стремились любыми средствами как предотвратить «романизацию» Приднестровья, так и сохранить свои экономические и политические связи с Кремлем.

И им это удалось, поскольку и сегодня так называемое Приднестровье является российским анклавом и фактически «серой зоной», через которую активно циркулирует контрабанда. Также с территории непризнанной республики на соседние области транслируются каналы московских пропагандистских СМИ.

Помимо десятилетий агрессивной пропаганды, которую более пластично можно охарактеризовать как «промывание мозгов», операции по отравлению, превратившей жителей так называемого Приднестровья в аморфное население, лишенное своей национальной идентичности, российское информационное давление также затрагивает территорию Республики. Молдавии, контролируемой Кишиневом. Это, несомненно, мешает государству следовать избранным курсом на демократическое европейское общество, то есть на возрождение культурного кода нации.

Хотя в Кишиневе были запрещены некоторые российские телеканалы, это не имело такого эффекта, как на Украине. Спутниковое телевидение, широко распространенное в Молдове, не подлежит административным ограничениям. Также существует высокий уровень проникновения Интернета с российским контентом. Молдавские пророссийские политики и оперативники остаются активными, создавая контент в поддержку Путина.

Эта активная пропагандистская кампания направлена, в частности, на дискредитацию движения за вступление в ЕС. Кроме того, экономические проблемы приводят к падению популярности правящей партии PAS, которая связана с европейским курсом.

В результате, согласно опросу, проведенному в 2024 году кишиневской организацией IDIS Viitorul, 30% граждан Молдовы заявили, что между вступлением в ЕС и вступлением в Евразийский союз России они проголосуют за членство в Российском Союзе. Стоит отметить, что эти данные не включают жителей левобережья Днестра.

И это не единственная сложность европейского курса Республики Молдова. Например, часть граждан Молдовы в силу своей принадлежности к румынской нации поддерживают воссоединение с Румынией. Это будет самый быстрый путь Молдовы к членству в ЕС, минуя длительные переговоры, обычно необходимые для членства – аналогично процессу объединения Германии после падения Берлинской стены.

Однако, по данным социологических исследований, сторонники воссоединения остаются в меньшинстве: за такой сценарий выступают 37,8% граждан, а против - 50%. Одна из причин кроется в категорическом противодействии воссоединению, которое наблюдается в таких пророссийских регионах, как Гагаузия и Приднестровье (которые не включены в опросы).

Евроинтеграционные процессы Республики Молдова: с сепаратистами или без?

Таким образом, Правительство Республики Молдова декларирует своим приоритетом постепенную интеграцию Молдовы в ЕС в качестве независимого государства. Президент Майя Санду рассматривает возможность интеграции Республики Молдова в ЕС в два этапа: сначала правый берег Днестра, а затем левый.

Но остается вопрос – действительно ли это возможно? Хотя ЕС и упоминает вариант интеграции Молдовы без Приднестровья, на практике они подчеркивают, что надеются на присоединение Молдовы ко всей территории, то есть включая приднестровский регион.

В этом контексте можно рассмотреть несколько схожую «проблему украинской евроинтеграции», в которой временно оккупированные Россией территории теоретически могут стать препятствием для вступления в ЕС. Однако эксперты предполагают, что главным препятствием является продолжающаяся война против российских оккупантов.

По мнению украинского политолога Владимира Фесенко, если война затянется, такие страны, как Венгрия, могут использовать войну как аргумент против вступления Украины в ЕС.

"Наличие оккупированных территорий не станет препятствием, поскольку у нас есть прецедент Кипра, который был принят в ЕС, хотя северная часть этого государства оккупирована Турцией", - говорит политолог.

В то же время глава Представительства ЕС в Молдове Янис Мажейкс заявляет, что процессы евроинтеграции Кишинева и Тирасполя могут протекать параллельно, поскольку Брюссель работает с Молдовой в пределах ее международно признанных границ.

Был временный прогресс в решении приднестровской проблемы...

По этой теме у нас есть еще один «нюанс» - процесс решения приднестровской проблемы. До недавнего времени произошло несколько событий, которые можно рассматривать как потенциальные позитивные шаги, особенно с точки зрения отношения Запада к этому вопросу.

Прежде всего, речь идет о продвижении формата «1+1», то есть диалога между Кишиневом и Тирасполем. Киев, Кишинев и западные партнеры подчеркнули важность этого формата.

Этот шаг станет переходным этапом в реформировании процессов, которые Россия использует для гибридного влияния.

На состоявшейся в этом году встрече «приднестровских властей», в ходе которой к Путину были обращены призывы о «помощи», бывший посол США в Молдавии Кент Д. Логсдон и заместитель помощника госсекретаря США Кристофер Смит, посетившие Тирасполь для встречи с лидер сепаратистского режима Вадим Красносельский, они требовали прямого компромисса между обоими берегами. В то же время этот формат в какой-то степени устраивал Приднестровье.

"Представители Тирасполя настаивают на необходимости возрождения нынешнего формата "5+2", но мы донесли свою позицию и мне кажется, что в целом они готовы и к другим платформам", - заявил спецпредставитель Украины по вопросам Приднестровский поселок Паун Роговей, апрель текущего года.

Формат «5+2», созданный в 2005 году, включает Кишинев и Тирасполь в качестве «сторон конфликта», Россию, Украину и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в качестве «посредников» в переговорах, а ЕС и США в качестве «наблюдателей».

Основная проблема этого формата в том, что Россия, страна-агрессор и де-факто сторона конфликта, выступает в роли «посредника», сидя за одним столом переговоров с Украиной. Это похоже на ситуацию во время подписания Минских соглашений в 2014-2015 годах, которые должны были остановить войну на востоке Украины. Тогда Россия, которая начала войну и фактически была агрессором, участвовала в переговорах как так называемая неучаствующая сторона.

"Вы видите жизнь в формате "5+2"? Видите ли вы результаты? Почему мы должны говорить о мертвом проекте? Я не вижу смысла его обсуждать", - подчеркнул во время визита президент Украины Владимир Зеленский. в Республику Молдова летом 2023 года.

Также Кишинев заявил, что серьезно рассматривает риски, связанные с тем, как Россия может манипулировать ее участием в формате «5+2». В феврале этого года председатель парламента Кишинева Игорь Гросу твердо заявил, что Республика Молдова не намерена «возобновлять» этот формат переговоров.

"Я уверен, что Россия будет использовать эту платформу для манипулирования Украиной", - заявил Гросу.

Таким образом, главная задача – отказаться от формата, в котором Россия сидит за столом переговоров. И похоже, что если политики высокого уровня заявляют о возможности формата «1+1», то эта тема как минимум была в повестке дня переговоров Киева и Кишинева, а может быть, даже согласована.

«Маневры» западной дипломатии для сохранения контактной площадки с Россией

Однако 11 апреля этого года западные партнеры Республики Молдова наметили совершенно иную траекторию. Похоже, либо у Запада есть свой сценарий для Молдовы, игнорируя стремление Кишинева решить проблему оккупированных территорий, либо процессы идут «за кулисами» параллельно с усилиями Киева в пользу Москвы.

После этого представитель ЕС Дорота Длоучи Сулига заявила, что "Европейский Союз не видит необходимости в создании нового формата" и что "как только Молдова станет членом ЕС, все эти процессы продолжатся".

Вышеупомянутый посол США Логсдон подчеркнул, что нынешний формат переговоров имеет свои преимущества, такие как "доступ ОБСЕ к реальным проблемам людей".

Но это именно то, чего хочет Россия. Например, в этом году министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что "Молдова приняла решение отказаться от Приднестровья, отвергнув многочисленные предложения Приднестровья и России о возобновлении переговоров в формате 5+2".

Все это вызывает вопрос: какие проблемы на самом деле пытаются решить западные партнеры?

Похоже, неопределённая ситуация на поле боя на Украине подталкивает партнёров считать, что статус-кво в Приднестровье может быть приемлемым в будущем, если динамика войны будет в пользу России. Поэтому западная дипломатия действует таким образом, чтобы сохранить приднестровскую платформу для контактов с Россией.

Отличие сегодняшних дискуссий о Приднестровье от дискуссий, скажем, 3-летней давности заключается в том, что сразу после начала широкомасштабной российской агрессии Украина стала гарантом безопасности в Европе. Несмотря на то, что Украина удерживает линию фронта, никто не проявил политической готовности реально изменить ситуацию.

Территория Приднестровья была признана оккупированной резолюцией, принятой Парламентской ассамблеей Совета Европы только после начала полномасштабного российского вторжения на Украину. Между тем российские войска дислоцируются в этой части Молдовы уже более 30 лет, создавая дополнительную угрозу как для Украины, так и для Молдовы.

Россия держит Молдову в плену через Тирасполь и обостряет напряженность вдоль южных границ Украины

Поскольку Запад не видит и даже не признает необходимости отстранения России от процесса приднестровского урегулирования, Россия, несомненно, продолжит эксплуатировать эту ситуацию. Россия будет использовать Приднестровье для оказания давления на Молдову и ее постепенной ассимиляции, а также для достижения своих целей на Украине.

"Россия использует Приднестровье как классическую площадку для гибридной агрессии. Ранее было сравнение между тем, что делала Россия на Донбассе Украины (Донецкая и Луганская области - некоторые территории из них оккупированы с 2014 года - ред.) и тем, что происходило В Приднестровье де-факто угроза присутствует всегда, но стоит учитывать силы, имеющиеся в Приднестровье", - отмечает украинский политолог Михаил Шабанов.

О вероятности того, что Россия будет использовать Приднестровье в качестве плацдарма для вторжения в Молдову, о военном сотрудничестве непризнанной республики с Россией и многом другом читайте в следующей статье.

"Podul" este o publicație independentă, axată pe lupta anticorupție, apărarea statului de drept, promovarea valorilor europene și euroatlantice, dezvăluirea cârdășiilor economico-financiare transpartinice. Nu avem preferințe politice și nici nu suntem conectați financiar cu grupuri de interese ilegitime. Niciun text publicat pe site-ul nostru nu se supune altor rigori editoriale, cu excepția celor din Codul deontologic al jurnalistului. Ne puteți sprijini în demersurile noastre jurnalistice oneste printr-o contribuție financiară în contul nostru Patreon care poate fi accesat AICI.

Dacă v-a plăcut articolul vă invităm să vă alăturați cu un like comunității de cititori de pe pagina noastră de Facebook Podul.

Acest articol este proprietatea Podul.ro și este protejat de legea drepturilor de autor. Orice preluare a continutului se poate face DOAR cu citarea sursei și cu LINK ACTIV către pagina acestui articol.