В свете последних заявлений сведущего пропагандиста руководителя пресс-службы МИД России Марии Захаровой, вроде того, что румыны в Бессарабии "хорошо жили" во время царской оккупации, думаем, нам следует вспомнить, как дела действительно были на левом берегу Прута во времена русской монархии.
Будучи подданными русского царя, бессарабские румыны были лишены самых элементарных прав, содержались с одной стороны в неграмотности, а с другой, через подконтрольные Москве церкви, русифицировались самым жестоким образом. Русификация происходила как в отношении простых прихожан, совершавших богослужения только на русском языке, так и в отношении молодых людей, желавших сделать карьеру, стать учеными, интеллектуалами: основные курсы и богословские семинары проводились только на русском языке или почти только на русском языке. Русский язык, румынский язык очень редко и робко входил в уравнение, и то только благодаря разрешению некоторых преподавателей выходцев из Бессарабии (которые впоследствии дорого поплатились за эту смелость) - подробности ЗДЕСЬ .
Политика геноцида, дискриминации, русификации царской, монархической, имперской России признавалась и подвергалась критике даже со стороны некоторых представителей русской интеллигенции того времени. Среди них Николай Николаевич Дурново, дальновидный российский писатель и интеллектуал, публицист, журналист. Прежде чем высказывать свое мнение по предметам, которыми он не владеет, и делать выводы, ни на чем не основанные, т. е. простую ерунду и неисторические вымыслы, которые являются лишь его личным мнением, Захаровой следует прочитать ее, чтобы перестать быть осмеянной хотя бы на Дурново.
Приведем некоторые отрывки о Бессарабии из работы Николая Н. Дурново «Русская панславянская политика на православном Востоке и в России », Арбат, д. Толстого . Мы делаем это в том числе и для товарища Захаровой, которая может ознакомиться с произведением и отрывками на единственном известном ей языке, как и большинство россиян: русском (подробности ЗДЕСЬ ). Вот отрывки из Дурново:
«В начале 1870-х годов наше духовное ведомство выступило против всегда верных и преданных нам молдаван, более миллиона в одной только Бессарабии и до 250 тысяч в Херсонской и Подольской губерниях. Чтобы насильственно русифицировать молдаван и превратить их в русских , в Кишинев был отправлен «храбрый» архиепископ Павел, впоследствии экзарх Грузии, которого Синод вынужден был оттуда удалить. Архиепископ Павел первым начал закрывать приходские храмы в Кишиневской епархии, которых в 1872 г. было 773, а в 1878 г. - 444, в остальных было закрыто до 330 храмов, причем все закрытые храмы были молдавскими, а Российские не тронули. Все богослужебные книги молдавских церквей, напечатанные румынской кириллицей, были доставлены в Кишиневскую митрополию, и архиепископ в течение 7 лет топил ими печи своей митрополии. Эти акты грубого вандализма известны давно и стали достоянием истории. В настоящее время в молдавских приходских храмах Бессарабии имеются скудные остатки молдавских богослужебных книг, иногда в виде небольших кусочков, прилипших к разлагающимся останкам, да и эти остатки во многих храмах отсутствуют. Из-за этого только часть молитв читается на румынском языке (прозванном «молдавским»), а то, что читается на славянском, люди не понимают; а молдавские богослужебные книги в России достать негде.
Насильственная русификация молдаван, предпринятая архиепископом Павлом и директором школ Бессарабии Яновским*, привела к охлаждению отношения румынского населения к России. Румынский Синод по предложению правительства решил переиздать богослужебные книги латиницей, заменив кириллицу, а славянские слова были заменены румынскими словами, еще не вошедшими в народный обиход. Таким образом румынское правительство как бы защищало население от будущей русификации, дистанцировалось и прекращало связи со славянским миром. Вот к чему приводит служение Церкви в политических целях и политические взгляды некоторых недальновидных и душевно несчастных людей, которые вместо укрепления божественного корабля взяли его на штурм и неизвестно, потонет ли он в конце концов. .
Князья и бояре молдавского народа издавна отличались религиозностью и преданностью Церкви; с XV по XIX век они «посвятили» тысячи десятин земли и немало домов в городах восточно-православным святыням — Гробу Господню, Атону, Синаю и другим монастырям. Соседняя Румыния, близкая нам по духовности, не могла оставаться равнодушной к судьбе своих соотечественников, которым пришлось попасть под власть России. Бессарабия, непокоренная и несломленная страна, потому что молдаване, живущие там, никогда не воевали с нами, а помогали нам в борьбе с Турцией: император Александр I, оккупировавший Молдавию в 1811 году во время борьбы с последней, оставил половину восточной Бессарабии России . Молдавское княжество было вассалом Турции, уступившей Бессарабию России (описаны события, связанные с оккупацией Восточной Молдавии - Бессарабии в 1812 году.
Молдавский народ Бессарабии в результате насильственной русификации превратился в орду невежественных, тупых и неграмотных рабов. Этому народу запрещалось учиться на родном языке в школах, запрещалось молиться Богу на языке его родителей, сотни тысяч акров его земли были розданы русским, болгарским и немецким колонистам и то только насильно. покинуть свою страну. В 1908 году 855 семьям молдавских домовладельцев было разрешено переселиться в Сибирь на заказные участки, покинув родную, пышную своим плодородием землю. Чтобы сохранить молдавский народ в православии, необходимо не только создать молдавские церковно-приходские школы во всех молдавских приходах, но и назначить на кишиневскую кафедру молдавского архиепископа или человека, владеющего румынским языком, чтобы и епископ , а также всему духовенству совершать богослужение за молдаван на их родном языке – румынском. В год присоединения Бессарабии к России Молдавская митрополия зависела непосредственно от Константинопольского Патриарха, от которого Бессарабия перешла под власть русской иерархии. В 1813 году была образована Кишиневская епархия, которую до 1821 года возглавлял митрополит Гавриил Бэнулеску-Бодони, румын по происхождению; в 1878 году к Кишиневской епархии присоединилась Нижнедунайская епархия с кафедрой в Измаиле».