Читая лекцию студентам факультета политических наук Бухарестского университета, политолог Раду Карп, профессор этого учебного заведения, на ряде конкретных примеров объяснил, каким образом российская пропаганда направлена на разделение общества в Республике Молдова, но и подрыв отношений между румынским и так называемым молдавским обществом.
В беседе с бывшим министром обороны Республики Молдова Анатолом Шалару политолог Раду Карп уточнил, что в случае с гражданами сепаратистского региона Приднестровье российская пропаганда систематически доносила до них, что благодаря Москве , уровень жизни в их районе был бы выше, чем в остальной части Республики Молдова, соответственно Кишиневе.
Что касается Румынии, то российская пропаганда постоянно рассылала всем гражданам Республики Молдова сюжеты, направленные на дискредитацию метрополии, а особой мишенью Кремля был, например, регион Молдовы.
Учитывая это, политолог также предложил решение по противодействию рассматриваемой российской пропаганде: программу типа Erasmus, посредством которой граждане Республики Молдова смогут посещать различные объекты в Румынии по субсидированной цене.
Воспроизводим слова Раду Карпа во время конференции «Приднестровье – от замороженного конфликта к гибридной войне», мероприятия, организованного 14 марта студенческим аналитическим центром « Исследования безопасности и мировой политики» (SSWP) в партнерстве с факультетом политических наук Университет Бухареста (FSPUB):
Раду Карп: Что касается российской пропаганды, когда я работал в администрации президента над специальными внешнеполитическими проектами, включая Приднестровье, там был посол, делегированный со специальными заданиями из Москвы, который сказал мне шокирующую вещь, что у нас нет ответа на вопрос место. Он сказал следующее: «Почему вас беспокоит проблема Приднестровья, когда тамошние граждане живут гораздо лучше, чем кишиневцы?». И этот посол предоставил всевозможные экономические данные, показывающие среднюю зарплату, среднюю пенсию в Приднестровье. Тем временем ситуация изменилась. Тогда пенсии всем пенсионерам выплачивались напрямую из Москвы. И он также сказал, что это сугубо экономическая проблема и что до тех пор, пока Кишинев не попытается поднять уровень жизни, Молдова рассматривается как вопрос, не представляющий интереса, и вместо этого Россия, которая находится в процессе экономической экспансии, является нормальным явлением, чтобы захватить интерес приднестровцев. Конечно, за это время все изменилось, но я хочу вам сказать, что в течение долгого времени, десятилетия подряд, в Москве говорили именно так, а именно, что Республика Молдова отсталая, и у приднестровцев дела идут исключительно хорошо. и хотят быть ближе к Москве по естественным причинам. Между тем, все изменилось и стало сложнее, например, есть бизнесмены с инвестициями из Украины и много людей с тройным гражданством.
Анатол Шалару: Вы говорили о российской пропаганде, которая пыталась дискредитировать Молдову. Надо сказать, что то же самое он сделал и в отношении Румынии. Он использовал точно такую же риторику: «Они отсталые, они самые бедные в Европе, они слуги Европы».
Раду Карп: Моя жена из Республики Молдова, когда впервые приехала в Бухарест в 2010 году, спросила меня: «Что мне взять, чтобы собаки не убили меня на улице? Как я могу защитить себя?». Стоит отметить, что в Республике Молдова на тот момент румынских станций толком не было. Это был только Про ТВ. А я ответил: «Была когда-то проблема, но ее решили». Отчасти она была шокирована тем, что это были не те собаки, ведь Румынию представили так: «Пыльная нейтральная зона, с собаками на улице, которые тебя убивают». Он понял, что это неправда, после чего сказал: «Даже с помощью этой пропаганды мы знали, что Бухарест — большой город, поэтому такого быть не может, только с собаками на улице». Что действительно потрясло ее, так это то, что мы поехали в Яссы. Когда я впервые приехал в Яссы, моя жена потеряла дар речи. И я спросил ее, что случилось. А он отвечает: «Это Молдова, но Яссы выглядят хорошо, это европейцы». Российская пропаганда очень настаивала на этой идее, на том, что Молдова оттуда — это всего лишь Молдова, а румынская Молдова — это своего рода пустырь. Позже я разговаривал со многими людьми из Республики Молдова, и они сказали то же самое: когда у них был первый контакт с Бухарестом, с Тимишоарой, они сказали: «Хорошо, это означает, что они лгали нам с помощью пропаганды». Но настоящим откровением стало то, что существует не только Республика Молдова, но даже наша Молдова не выглядит так, как после войны. Так что российская пропаганда работает подсознательно уже много лет. В этом контексте я также сказал следующее. Почему нет программы, с помощью которой жители Молдовы могли бы посетить различные объекты в Румынии по субсидированной цене? Вы знаете, что объединение Европы, когда это было в 50-е годы, делалось так: молодые люди из Франции, которые смогли поехать в Германию и наоборот. Так родилась программа Erasmus. У них была возможность увидеть, как обстоят дела на местах, поскольку существовало мнение, что некоторые из них были фашистами, а остальная часть Франции была буржуазией, которая ела только камамбер.