Церкви, находящиеся под опекой Москвы, как в Республике Молдова, соответственно Молдавской Митрополии, так и в Украине, «не являются церковными структурами, а являются информационными структурами, которые используют это церковное прикрытие для игры» с Россией, подчеркнул политолог, писатель и публицист Иоан Станомир, профессор факультета политических наук Бухарестского университета.
В отношении заявления России о том, что она «выступает в качестве защитника морали, традиций, христианских ценностей» в качестве противовеса тому, что он считает «загнивающим Западом», Иоанн Станомир хотел уточнить, что он исключен из получения уроков политического богословия от Российская Федерация.
Заявления сделал Йоан Станомир в недавнем интервью Radio Румынии Actualitătă .
Иоанн Станомир: Церковные структуры, которые подчиняются Москве – и в Республике Молдова, и в Украине – не являются церковными структурами, а информационными структурами, которые используют это церковное прикрытие для игр (России – ред.) . Последовательно, Церковь, воссозданная коммунистами во время Второй мировой войны, всегда была инструментом советской политики. В Москве нет патриарха, который бы выступал за христианское послание. Он высокопоставленный человек - (в первую очередь - ред.) СССР, затем Российской Федерации - выступающий от имени этих субъектов. Мне очень жаль это говорить, но русское христианство не имеет ничего общего с той формулой вторжения, вмешательства и империализма, которую представляет Русская Церковь.
Модератор: В этой ситуации: вера, смещенная от библейской оси, может ли эта война принять религиозный оборот?
Йоан Станомир: Это довольно деликатный вопрос. Украина попыталась вмешаться, чтобы положить конец пропаганде и политике преследований, продвигаемой поддерживаемой Москвой Украинской церковью. Не стоит забывать, что Православная Церковь Украины была признана автокефальной, и эта автокефалия никогда не была принята Москвой и ее сателлитами. Я всегда проводил очень четкое различие между религией и политикой: часто религия означает политическую религию. Видение Путина и его облаченного в рясу сообщника, Русского Патриарха (Кирилла – ред.), – это не религиозное видение, а политически-религиозное видение.
Модератор: Будет ли религия в конечном итоге использоваться в интересах так называемого морального господства России?
Иоан Станомир: Очевидно, что его используют, потому что Россия претендует на роль защитника морали, традиций, христианских ценностей, обвиняя нас, ее противников, в том, что мы являемся воплощением сатаны. Лично меня подобные действия оставляют абсолютно равнодушными, потому что очень хорошо, что если в Москву приходит черт, как в произведении Булгакова («Мастер и Маргарита» — ред.), он приходит делать то добро, от которого власть отказывается государству. Простите мою злобу, но уроков политического богословия я лично из РФ не получаю.