Цель вступления Республики Молдова в Европейский Союз к 2030 году больше не может быть достигнута, если референдум провалится, предупредил Андрей Курэрару - эксперт в области европейской интеграции, антикоррупционной политики и политики безопасности из сообщества WatchDog - тем молдаванам, которые считают выборы 20 октября исключительно инструментом, с помощью которого президент Майя Санду хочет получить новый мандат и укрепить свою власть.
Европейский путь Республики Молдова споткнется, как и путь Грузии, если референдум 20 октября провалится, подчеркнул Андрей Курэрару.
Заявления сделал Андрей Курэрару в недавнем интервью Nord News .
Модератор: Многие кандидаты от оппозиции говорят, что этот референдум - не что иное, как хорошо продуманный политический ход Майи Санду, чтобы эти выборы принесли ей больше голосов, чтобы она получила еще один мандат, соответственно некоторые говорят, что не пойдут. на этот референдум, и некоторые из них говорят, что будут голосовать против него.
Андрей Курэрару: Я бы рекомендовал им пересмотреть пресс-конференцию после начала переговоров с ЕС. Во время пресс-конференции тогдашнего комиссара по расширению спросили, что произойдет, если референдум провалится. Он ответил, что у Европы нет плана Б для Республики Молдова, если референдум не пройдет, и что наше общество должно решить, хотят ли они вступить в ЕС. Рассказ о том, что этот референдум является причудой, абсолютно ложен, и мы видели подтверждения на всех уровнях, а именно, что поддержка со стороны Европейского Союза, глав государств и правительств, канцлера Германии, все они говорили о важности референдума и как это влияет на течение мая вдали от Республики Молдова. Я имею в виду, в конце концов, мы живем в реальности, где данный референдум должен пройти, чтобы мы могли продолжить этот процесс переговоров с Европейским Союзом, и цель 2030 года не может быть достигнута, если этот референдум не пройдет. Я бы скорее спросил, насколько проевропейски настроены те партии, которые говорят, что референдум не важен.
Модератор: Если, например, у Европы нет плана Б, что произойдет в случае с Республикой Молдова? Неужели закрыты все возможности для дальнейшего продвижения по европейскому пути?
Андрей Курэрару: Я не хочу создавать из этого пугало, но перед нами пример Грузии. Переговоры с Грузией были приостановлены, некоторые средства были заморожены, в том числе важные средства, которые были направлены на социальные выплаты и развитие инфраструктуры. (...) И мы видим больше политиков, которые говорят, что Грузия является очень хорошим примером и что мы должны принять аналогичные законы (например, закон об иностранных агентах, используемый властью в Тбилиси как антидемократический инструмент против оппозиции - ред.). Мы видим это из слов господина Додона, но я заметил, что практически все оппозиционные партии приводят разные примеры, утверждая, что Грузия развивается. Действительно, оно развивается на базе российских компаний, бежавших от санкций, и на базе молодых людей в России, бежавших от мобилизации, но это не долгосрочное развитие. (...)
Разморозка этих переговоров (с ЕС - ред.) в случае Грузии, я полагаю, может произойти только после смены власти. И я думаю, что это то, чего европейцы могли бы ждать, а именно подтверждения европейского курса на следующих парламентских выборах, которые состоятся в 2025 году.