В недавнем интервью IndependentNews Кристиан Грицук - политический консультант и бывший советник президента - заявил о своей уверенности в том, что референдум 20 октября по европейской интеграции Республики Молдова достигнет порога, необходимого для утверждения, но он подчеркнул необходимость значительного балл в пользу членства второго румынского государства в европейском блоке, и в этом смысле огромную роль будет играть бессарабская диаспора.
Оценка более 70% в пользу европейской интеграции была бы идеальной, чтобы дать сильный сигнал как западным государствам, которые выделили значительные ресурсы на развитие Республики Молдова, так и выразить благодарность за это. молдованами в результате референдума, а также в Россию, потому что, в том числе, будут закрыты рты пророссийским пропагандистам, которые продвигали подход к Евразийскому союзу, подчеркнул Кристиан Грицук.
Вопрос: Что произойдет в воскресенье? Будет ли референдум признан действительным или нет?
Кристиан Грицук: Я настроен оптимистично. На самом деле я очень оптимистично настроен по поводу этих президентских выборов и референдума. Нужна очень хорошая мобилизация, особенно в диаспоре. В Молдове почти все, что можно было сделать на уровне агитации, имиджа, представления реалий, представления возможностей, которые принесет прохождение дороги на Запад в Конституции. Майя Санду провела активную кампанию в этом направлении, но мобилизация в диаспоре также очень важна. Диаспора не столь внимательна ко всем новостям из Молдовы, они больше вовлечены в работу там, находятся дальше от дома, часто не могут вовремя сообщить о себе.
Я думаю, что очень важно, чтобы в эти дни PAS и Майя Санду сделали еще несколько сообщений для мобилизации Диаспоры, потому что Диаспора может принести даже 10%-ный прирост общего количества присутствующих на референдуме. Я настроен оптимистично и на 99,99% уверен, что порог в 33% будет достигнут.
Я бы призвал всех тех, кто покинул диаспору, кто больше привязан к европейским ценностям, потому что они увидели, что означает ЕС, мобилизоваться, проголосовать, потому что процент, с которым пройдет этот референдум, также важен. Важно, чтобы процент был как можно выше, в идеале - более 70%, и этого показателя можно достичь, чтобы дать сильный сигнал и западным канцлерам, и Кремлю.
Вопрос: Важно, чтобы порог посещаемости в 33% был пройден, но предпочтительнее было бы регистрировать посещаемость более 50%.
Кристиан Грицук: Мне трудно поверить, что посещаемость будет достигнута в 50%. Что очень помогло – я больше не боюсь говорить об этом публично, потому что осталось два дня и ничего нельзя сделать, так это то, что противники референдума не имели общей стратегии и разделились на двоих.
Некоторые, как бывший премьер-министр Ион Кику, призывали к бойкоту, другие из ПСРМ призывали пойти на выборы и проголосовать против референдума. И с помощью тех, кто говорит «нет», будет достигнут необходимый процент, чтобы референдум был действительным, и превысит эти 33%.
Кроме того, сегодня (четверг – ред.) с чрезвычайно важным посланием выступил митрополит Церкви Молдовы, принадлежащей Русской Церкви. Он сказал: «Идите на работу, а затем идите на избирательные участки и голосуйте по своему усмотрению». Это не обязательно послание в поддержку референдума, но оно помогает посещаемости.
Что меня вселяет в оптимизм, так это то, что у нас есть электорат в Республике Молдова в 40%, который, я думаю, пойдет голосовать. Я думаю, что в итоге у нас может быть 65-70% процентов участников референдума, которые поддержат проевропейское направление.
Вопрос: Если референдум пройдет, проевропейский вариант Республики Молдова будет прямо включен в Конституцию страны. Какие еще конкретные последствия будет иметь признанный референдум?
Кристиан Грицук: Подтвержденный референдум означает признание усилий ЕС. В канцеляриях на Западе все наблюдают за тем, что будет делать Республика Молдова. Мы им помогли.
Каждая канцелярия на Западе сейчас следит за Молдовой, потому что все государства ЕС внесли свой вклад в удержание Молдовы на плаву. Финансовый, логистический. В Молдову было вложено много денег, чтобы сохранить это государство без промышленности, без сельского хозяйства, с более натуральным сельским хозяйством. Европейские деньги были вложены в Молдову, чтобы удержать ее на плаву и медленно развивать, провести некоторые реформы.
Долг молдаван – вознаградить эти усилия. Если еще есть молдаване, недовольные правительством ПДС, если еще есть молдаване, недовольные тем, что Майя Санду не смогла сделать все, что обещала 4 года назад, они должны подумать о своем благе.
Дорога на Запад означает гарантию мира, экономического роста и повышения уровня жизни. Если этот референдум не пройдет, что произойдет на Западе? Все будут задаваться вопросом, что происходит с Молдовой. Они скажут: «Мы инвестируем, хотим, а они не хотят».
И очень важно, чтобы этот референдум прошел, потому что он также заткнул бы рот российской пропаганде. Русские всегда говорили: «Сэр, нам нужно провести там референдум, чтобы увидеть, чего хочет население». Они знали, что могут манипулировать массами, и использовали этот нарратив против Майи Санду, утверждая, что молдаване еще не решили, хотят ли они вступить в ЕС или нет, хотят ли они идти на Запад или на Восток. Если этот референдум пройдет, повествование практически прекратится. Около 10 лет назад Додон заявил, что хочет, чтобы референдум показал, что Молдова хочет присоединиться к Евразийскому союзу. Теперь, естественно, он больше не хочет референдума.