Людовик Орбан - депутат, кандидат на президентских выборах в Румынии и бывший премьер-министр - заявил в среду для RFI, что следующим крупным проектом Бухареста должен стать Союз с Республикой Молдова. В критическом замечании по поводу политики, проводимой в определенных ситуациях властью в Бухаресте, Людовик Орбан заявил, что «Румыния сделала слишком мало по сравнению с тем, что она могла сделать, чтобы пробудить румынское национальное сознание и возродить проект Союза на обоих берегах Прута». В этом смысле бывший премьер-министр заявил о ряде ключевых проектов, которые должны быть в повестке дня Бухареста, чтобы второе румынское государство необратимо приблизилось к Румынии и Европейскому Союзу.
В частности, касаясь второго тура президентских выборов в Республике Молдова, Людовик Орбан заявил, что у Майи Санду есть первый шанс, но выборы не будут легкими, а парламентские выборы 2025 года станут еще более сложным испытанием. для проевропейских сил. Бывший премьер-министр также раскритиковал румынское государство в этом контексте, заявив, что Майя Санду не всегда получала поддержку: «Я поддерживал Майю Санду, когда румынское государство, в том числе через институты, которые должны были иметь минимальную ясность, шло рука об руку с режим Плахотнюка я поддержал Майю Санду на посту президента НЛП и сделал все возможное, чтобы поддержать этот серьезный для Республики Молдова проект».
На вопрос, как ЕС и НАТО воспримут инициативу Союза, Людовик Орбан ответил: "Конечно, нужно какое-то согласие важных партнеров, но, с другой стороны, никто не может отрицать осуществление суверенитета".
Модератор: Каким, по вашему мнению, должен стать следующий крупный страновой проект для Румынии? Конечно, у нас было вступление в НАТО, затем вступление в ЕС. Что должно быть дальше?
Людовик Орбан: Союз с Бессарабией.
Модератор: В какой форме?
Людовик Орбан: В форме Союза, посредством референдума, который будет проведен на обоих берегах Прута.
Модератор: Возможно ли такое?
Людовик Орбан: Я убежден, что да.
Модератор: Румыния – государство-член ЕС, государство НАТО.
Людовик Орбан: Конечно, нужно какое-то согласие важных партнеров, но с другой стороны, никто не может отрицать осуществление суверенитета.
Модератор: В Республике Молдова проходят выборы. Это будет второй тур президентских выборов. Предвидите ли вы проблемы для прозападного кандидата Майи Санду?
Людовик Орбан: Это зависит от многих факторов. Меня порадовало, что Ренато Усатый, кандидат на третье место, также имеющий связи на российском пространстве, не заявил о категорической поддержке Стояногло. Более того, он пожаловался на давление со стороны Москвы с целью поддержать Стояногло во втором туре, что скорее означает сигнал о неподдержке. Но кампания еще не закончена. Придется дождаться окончания кампании. Если Усатэй останется в некоторой степени нейтральным, то не исключено, что часть общественности, проголосовавшая за него в первом туре, не проголосует за Стояногло. С другой стороны, серьезное вмешательство России в эти выборы по-прежнему будет. Они уже даже не маскируют это вмешательство. Были также заявления российских официальных лиц против референдума.
Модератор: Раньше вы говорили, что потенциальным страновым проектом является Союз с Бессарабией, но если мы посмотрим на референдум в Республике Молдова, то увидим, что он перешел черту. По сути, половина населения страны, или почти половина, не желает вступать в ЕС. Тогда зачем им нужен союз с Румынией?
Людовик Орбан: Я человек, чрезвычайно близкий к румынам Республики Молдова. Я потратил там много энергии. Я поддерживал Майю Санду, когда румынское государство, в том числе через институты, которые должны были иметь минимальную ясность, находилось в руках режима Плахотнюка. Я поддержал Майю Санду на посту президента НЛП и сделал все возможное, чтобы поддержать этот серьезный для Республики Молдова проект. С другой стороны, существует серьезный риск. Как показывают данные, я думаю, что у Майи Санду все еще есть первый шанс на победу, и мы выигрываем еще 4 года, в течение которых Республика Молдова не вернется в сферу влияния России и продолжит процесс интеграции в ЕС. Однако последуют парламентские выборы. На парламентских выборах будет крайне сложно сформировать проевропейское правительственное большинство, как показывают данные социологического анализа, в котором ПДС, даже если она останется первой партией, является партией, которая не сможет набрать таким образом балл. что оно может сформировать правительство, как это было сейчас с монохромным правительством. Мы имеем дело с давлением, оказываемым россиянами, с тем, что в Республике Молдова еще существуют инструменты воздействия на общественное мнение. Кроме того, у нас, очевидно, есть история последних нескольких лет, когда в основном сформировались определенные взгляды, которые очень трудно сломать. Проблема в том, что Румыния не сделала того, что должна была.
Модератор: Вы имеете в виду?
Людовик Орбан: Я приведу вам простой пример. Республика Молдова почти полностью зависит от электроэнергии Кучурганской электростанции, которая находится в Приднестровье. Мы не обеспечили энергетическое соединение, поэтому, если цена достигнет очень высокого уровня или они попытаются политически шантажировать, заявив, что отключают электричество, должна быть альтернатива, позволяющая покупать электроэнергию в Румынии. Однако мы не обеспечили взаимосвязь. Газопровод, который был построен во время моего мандата, Унгены-Кишинев, должен быть сделан жизнеспособным, то есть его необходимо максимально использовать для обеспечения дополнительного источника газа, но не газа по той цене, которой он достиг на данный момент в Румыния. Хотя у нас есть природные ресурсы, цена на газ сейчас выше, чем в Испании. Другое дело касается ТВР. Когда TVR покупает право на трансляцию спортивных соревнований, почему бы ему не купить также право на трансляцию для Республики Молдова? Почему государство не поддерживает местные власти, которые побратимы с населенными пунктами Молдовы, чтобы обеспечить их софинансирование проектов из Республики Молдова, чтобы они увеличивали близость и румыны на левом берегу Прута чувствовали себя все более и более сильно, что Румыния рядом с ними находится? Румыния сделала слишком мало по сравнению с тем, что она могла сделать, чтобы пробудить румынское национальное сознание и возродить проект Союза на обоих берегах Прута.
Модератор: Разве этот потенциальный Союз, о котором вы говорите, не даст воды на мельницу пророссийской пропаганды?
Людовик Орбан: Российская пропаганда изобретает ложные темы вне зависимости от реалий. Это суверенное право любого народа решать свою судьбу. Левее Прута более 70% населения составляют румыны, а Бессарабия практически является территорией, входившей в состав Румынии. А сохранение Бессарабии в нынешнем состоянии сопряжено с большими рисками, поскольку в любой момент она может снова попасть под влияние политических сил, которые фактически играют в игру России и фактически удерживают Бессарабию недоразвитой, в стадии приблизительной демократии и не предлагают ей никаких перспектив. развития. Проект Союза с Румынией – очень серьезный проект. Кроме того, самую простую европейскую интеграцию можно осуществить через Союз. Это самая простая интеграция, которую можно сделать. В противном случае необходимо выполнить все шаги.
Смотрите видео: