Бессарабский журналист Николае Федерюк (директор Ziua.md ) в недавнем анализе объясняет бессарабцам тот факт, что независимо от того, нравится им Майя Санду или нет, их голоса должны быть отданы ей во втором туре президентских выборов, потому что в противном случае Россия и ее агентство будут снова и снова убивать возможность воссоединения Республики Молдова с Румынией, воссоединения, которое действительно является единственным решением для спасения молдаван с румынских территорий к востоку от Прута.
Конечно, Майя Санду ни в коем случае не является юнионисткой и не идентифицирует себя с Румынией, но , по крайней мере, она НЕ откажется от этой возможности, если ее сторонники на Западе придут к выводу, что воссоединение является единственным решением, как для обеспечения территорий к востоку от Прута, а также спасти население этого осажденного региона, которое таким образом может оказаться в ЕС и, что немаловажно, в НАТО (т.е. внутри границ, которые российская армия НЕ может пересечь).
«Майя Санду – профсоюзная активистка? Это далеко не так. Но, по крайней мере, она не будет противиться этому, если в какой-то момент лица, принимающие решения на Западе, наконец поймут, что инкорпорация и интеграция в Румынию этого сообщества людей, включая территорию, которую они все еще контролируют, является наиболее безопасным и эффективный способ положить конец этой хронической неопределенности и обезопасить регион перед лицом постоянных попыток России нанести ответный удар и создать новые платформы для нападения на Запад и косвенного удержания Украины в цепях. Это правда, Майя Санду и вся ее партия «еврогосударственников» на самом деле не слушают Бухарест и не идентифицируют себя с Румынией. Однако она не осмелится сказать «НЕТ», если ее об этом попросят хозяева на Западе» , - объясняет Федерюк.
Ниже Podul.md представляет анализ Николае Федерюка полностью:
«Республика Молдова обанкротилась не только экономически, но также политически и административно. Избирательная катастрофа, свидетелями которой мы сегодня являемся, на самом деле отражает состояние агонии, которая, образно говоря, подтверждает неминуемость смерти.
Чтобы не показаться слишком фаталистом, сделаю уточнение - я говорю о Республике Молдова как о государственном образовании, как о бюрократической, институционализированной структуре, а не обязательно о нашем социальном организме, потому что в действительности наше государство и граждане представляют собой две отдельные сущности, которые не пересекаются. Претенциозная хижина, которая должна была приютить наших людей, насильно оторванных от семей и вынужденных попрошайничать в дороге, теперь скрипит из каждого сустава и вот-вот рухнет нам на головы и заманит нас под обломки.
Однако в этой ситуации задача ответственных людей, понимающих, что происходит, - быстро поставить несколько пропеллеров, чтобы временно остановить обвал, чтобы успеть эвакуировать людей и таким образом спасти их. Мы не спасаем европейский курс, прекратите ерунду, такого курса нет, мы спасаем временную конструкцию, срок эксплуатации которой уже давно вышел, но которая могла бы позволить нам перейти в безопасную зону и таким образом выжить, чтобы спасти наш социальный организм. Не судьба государства должна нас волновать теперь, а судьба народа, живущего в этом государстве!
Чтобы провести еще одну аналогию, мы можем сравнить состояние Республики Молдова с лодкой, которая дрейфует и начинает набирать воду из-за все более выраженного износа, и что, если мы не выведем ее на берег, утонет вместе со всеми людьми изнутри. Эта лодка не подлежит ремонту, но она еще может доставить нас в порт.
Ближайший берег, которого мы можем достичь на этой дырявой лодке, — это Румыния. Евросоюз слишком далеко, если принять это как данность, к тому же мы не знаем, что с ним будет в будущем. Но, независимо от того, как будут развиваться события геополитически, Румыния для нас гораздо более безопасное пространство, и то, что оно у нас есть и наше, представляет собой огромное преимущество, которого нет у других собратьев-страдальцев, таких как украинцы или грузины. Поэтому будет фатальной ошибкой, если мы не воспользуемся этой великой привилегией.
Майя Санду – профсоюзная активистка? Это далеко не так. Но, по крайней мере, она не будет противиться этому, если в какой-то момент лица, принимающие решения на Западе, наконец поймут, что инкорпорация и интеграция в Румынию этого сообщества людей с территорией, которую они все еще контролируют, является наиболее безопасным и эффективный способ положить конец этой хронической неопределенности и обезопасить регион перед лицом постоянных попыток России нанести ответный удар и создать новые платформы для нападения на Запад и косвенного удержания Украины в цепях. Это правда, Майя Санду и вся ее партия «еврогосударственников» на самом деле не слушают Бухарест и не идентифицируют себя с Румынией. Однако она не посмеет сказать «НЕТ», если ее об этом попросят западные хозяева.
Вот почему очень важно, чтобы Бухарест и Кишинев оставались вместе и были на одной волне, когда все идет наперекосяк. Потому что , если Россия возьмет штурвал нашей шаткой лодочки, первое, что она сделает, это оттолкнет нас от этого спасательного круга. И тогда ни за что! Не имеет значения даже, если наши «партнеры» с Запада отведут носы и согласятся сделать то, что надо было сделать уже давно, то есть дадут нам, румынам, собраться вместе.
Сейчас очень ясно видно, что, поигравшись с этим некомпетентным правительством, наши западные «партнеры» подтолкнули Румынию вперед, заставили ее спасти ситуацию. «Сделайте что-нибудь, потому что вас больше слушают, ваши молдаване нас больше не слушают!» - так, похоже, прозвучал запрос из центрального аппарата для жителей Бухареста. Отсюда и реакция всех политических лидеров по всему Пруту, которые дружно призвали молдавских граждан голосовать за Майю Санду. Дело не в том, что она им нравится или что им не на что жаловаться. Речь о другом - о том, что русский каток сильно наезжает на нас, и она единственная сегодня, кого можно схватить за руку и тем самым оттащить нас всех в сторону.
Я думаю, что после того, как чума пройдет и если мы выберемся из неприятностей, Майе Санду придется кое-что объяснить и ответить на многие неудобные вопросы. Но не сейчас, сейчас лодку надо вытащить на берег.
Я знаю, что многие люди в этой нашей лодке искренне верят, что ее, лодку, еще можно отремонтировать и модернизировать и таким образом сами выбирают, куда ей идти, а куда нет. Это вина политиков, всех без исключения, это вина пропаганды, как российской, так и западной, это вина человеческой глупости. Поэтому сейчас, всеобщим голосованием, очень сложно принять ответственное решение. В целом, в эпоху Интернета и постправды всеобщее избирательное право стало могильщиком демократии, и я говорил об этом раньше.
Поэтому мы, молдаване, должны пока позволить Майе Санду остаться там, где она есть. И наказать ее за все, что она с нами сделала, чуть позже. Я думаю, что так он будет самым мудрым» .